Главная » Файлы » Українська музика XX-XXI ст. » Караманов |
Караманов. Реквием, Stabat Mater
[ · Скачать удаленно (100МБ (mail.ru)) ] | 20.12.2009, 21:27 |
Алемдар Караманов (1934 - 2007) Реквием, Stabat Mater Xор им. П. Майбороды (руководитель – Виктор Скоромный), Капелла "Почайна" (руководитель – Александр Жигун), Эстрадно-симфонический оркестр Украины, дирижер – Виктор Здоренко (1974) Если в ранние годы бунтарский дух молодого композитора влек его в сторону авангарда, то в зрелые годы он, переживший акт духовного просветления как спасительный дар, являющий смысл жизнебытию, постепенно обретал и в итоге утвердил свой новый музыкальный язык. И это произошло в то время, когда в музыке стали немодными задушевность, открытость, понятность, когда не только яркий тематизм объявлялся признаком дурного вкуса, а секвенции - пыльным содержимым бабушкиных сундуков, но исчезала и сама ладо-тональная основа музыки. В то время, когда продвинутые музыковеды говорили о свободном движении смысла, о произвольном скольжении по оси времени и прочих лукавых вещах, Караманов думал и чувствовал другое: есть актуальнейшие проблемы существования человека как субстанции, наделенной душой, духовностью, и именно эта духовность - ключ к спасению, возобновлению и процветанию жизни. Отсюда возникла погруженность композитора в атмосферу воссоздания и звукоописания музыкальными средствами библейских сюжетов. Упорству нераскаявшегося еретика способствовала его уединенная жизнь в тихом крымском городе, где незакопченное голубое небо и свежая зелень парков и садов отгораживали его от суеты музыкальных столиц. Там крымский затворник не только создавал свои самые зрелые творения, но и выработал (и явил в творчестве) стиль библейской симфонии. Карамановым написаны два огромных по масштабам симфонических цикла - "Совершишася" и "Бысть". Основа обоих циклов - религиозная программность, базирующаяся на библейских событиях. Но библейские симфонии, при всей их значимости для творчества музыканта, - лишь часть того, что создано композитором огромного таланта и работоспособности. «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра, Реквием для солистов, хора и оркестра, камерная музыка для фортепиано, кларнета, струнных, оркестровые симфонии, увертюры и сюиты, фортепианные концерты, балет, романсы и вокальные циклы, музыка к кинофильмам, концерт для трубы и джаз-оркестра, гимн Крымской республики - это лишь неполный перечень сочинений композитора. Начав сочинять музыку еще ребенком, с шестилетнего возраста, Караманов впоследствии написал немало музыки для детей. Значительная часть его детских пьес сочинена композитором еще в раннем возрасте - до десяти лет. Яркая образность этих сочинений для фортепиано вызывает в памяти известные детские циклы Шумана и Чайковского. Сегодня с нами нет этого замечательно одаренного и деятельного человека. Он ушел из жизни третьего мая 2007 года. Но его музыка продолжает жить с нами. Слушать ее, сопереживать лирическим героям его произведений, впитывать духовную высоту творений библейских циклов - все это помогает зорче и ярче видеть ту действительную жизнь, которая парит над уровнем усредненности, трафарета, привычных шаблонов восприятия. Мощная звуко-архитектура творений Караманова побуждает в человеке уверенность: зло может и должно быть побеждено, правда и красота будут торжествовать. От нас зависит, понесем ли мы дальше и разовьем ли те идеалы, которые провозглашены творчеством большого композитора нашего времени. | |
Просмотров: 1683 | Загрузок: 405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |